Представим, что вы предприимчивый лидер инженерной команды, которая предоставляет зрелую платформу для разработчиков широкому кругу команд в вашей компании. Компания достаточно большая и быстро растет, затраты на платформу становятся видны на основных финансовых радарах. Продукты компании являются или претендуют на то, чтобы быть самостоятельными бизнесами, в любом случае их волнует собственный P&L. В этот самый момент вы можете столкнуться некоторыми из нижеперечисленных проблем:
* потребители не знают, во сколько им обходится платформа. Рассматривают ее как условно бесплатное образование и медицину в СССР, с соответствующим отношением — не вдумчивым потреблением;
* руководство компании не знает, как гибко контролировать траты на платформу, на каких потребителей нужно создавать давление и какое;
* потребители создают давление на платформу вида «перееду во внешнее облако, там лучше и дешевле»;
* руководитель платформы сталкивается со сложностями в обосновании роста команды платформы, каждый раз приходится искать новые аргументы;
* если потребители — самостоятельные бизнесы, то у них возникают сложности с расходными статьями в P&L.
В рамках доклада мы рассмотрим подход, который позволит перевести вашу платформу на новый уровень зрелости продукта, из состояния «всем все бесплатно» в состояние вдумчивого и экономного потребления с гибкой и прозрачной системой затрат. Рассмотрим техническую реализацию на примере Яндекса и обсудим варианты экономических моделей.
В моем докладе вы узнаете:
* что такое Yandex Infrastructure и Yandex platfrom engineering, кто ее потребители и какую задачу мы решали;
* зачем брать деньги с пользователей, за что и когда целесообразно начать это делать;
* платформа — это cost center, profit center или что-то посередине;
* модель аккаунтинга — как выявить потребителя и построить иерархию потребления;
* модель тарификации — SKU, сколько стоит железо и люди. CAPEX или OPEX?
* люди и железо — какие драйверы изменений?